Гагарин и Православие
12 апреля 1961 наш земляк Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос на корабле-спутнике «Восток». Облетев земной шар за 1 час 48 мин., он благополучно возвратился на Землю...
После этого полета Ю.Гагарин получил всемирную известность и популярность. Его буквально боготворили... Тогда появился рассказ о том, что Гагарин то в космос летал, а Бога не видел. Эту историю пытались использовать для государственной пропаганды атеизма, даже батюшек подговаривали, чтобы они говорили об этом, отрицая существование Творца Вселенной.
Об этом очень хорошо рассказал Андрей Ефремов в повести «Гагарин и Малыш»: «Вызвали, стало быть, батюшку и говорят: "Вы должны изречь перед своими прихожанами проповедь на тему – ‘Гагарин в космосе летал, никакого Бога там не видел'. Не произнесете – из церкви библиотеку сделаем и приход распустим. И вообще – в Магадан отправим!" Деваться некуда, священник ведь тоже живой человек: дом, семья, дети, - хорошо, - говорит. И вот в воскресный день, батюшка после основной проповеди и изрекает: "Возлюбленные во Иисусе Христе братья и сестры, уважаемые наши гости! Вот, говорят: Гагарин в космос летал, а Бога там не видел! А Бог Гагарина очень даже хорошо видел, и представляете, даже благословил его!"»
Первым эту историю рассказал архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернова) в апреле 1961 года. Подобный ответ выдал и архимандрит Алипий (Воронов), бывший настоятелем Псково-Печерского монастыря. Когда в обитель подъехали постояльцы из Финляндии, то финн заявил: «Космонавты-то на небо летали, а Бога не отыскали». Отец архимандрит ему дал ответ: «Такая беда имеет возможность и с вами статься: в Хельсинки были, президента не видали».
С основателем Алипием соединено также одно смышленое выражение на данный счет. На вопрос: «Почему астронавты, которые летали в космос, не видели Бога? Отец архимандрит традиционно отвечал: «В русском государстве Церковь по декрету изолирована от страны. Мы свято соблюдаем данный декрет и можем сказать, что в программку космического полета встреча с Богом не входила».
Мы не можем точно утверждать: был ли Гагарин верующим или нет? Даже несмотря на то что существуют рассказы о посещении им Троице-Сергиевой лавры, это нельзя подтвердить, крещенным он был, но верующим ли? - это вопрос.
Полковник Валентин Петров, ровесник Юрия Гагарина, один из работников Центра подготовки космонавтов в России из первого потока, в интервью агентству «Интерфакс-религия» сообщает, что они с первым космонавтом Земли посещали Троице-Сергиеву Лавру. Вот что он говорит: «Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. <...> Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать.»
В его жизни была очень знаменательная встреча с одной смоленской святой схимонахиней Макарией Темкинской. Об этой встрече рассказывает Геннадий Дурасов, автор жизнеописания святой.
Поскольку Ю.Гагарин очень любил и уважал свою маму, то он не мог отказать ей в просьбе посетить старицу Макарию, тем более, что Темкино находилось в пятидесяти километрах от Гжатска. Часто бывая у Макарии, однажды она спросила у матушки: «Можно ли и моему сыну к тебе приехать?» - «Пусть приезжает, не стесняюсь его нисколько», - приветливо ответила ей матушка Макария.
Приезд Гагарина носил более деловой визит, нежели личный, поскольку он собирался помочь ей с оформлением пенсии, чтобы она могла прожить, так как получала очень маленькое пособие. И он помог ей... и не раз...
«Гагарин приезжал, да не раз, - рассказывала схимонахиня Макария, - он приезжал ко мне не лечиться, а как к больному человеку». Последний раз он был у нее в начале марта 1968 года.
«Приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин. Он обыкновенно пришел и сказал: "Я посижу, пускай доктора с Вами поговорят..." Со мной разговаривал долго. Сказал: "Я маленько справлюсь с делами, тогда и выправлю пенсию. Это не дело, что Вам столько платят"». «Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребенок. Я ему тогда сказала: "Больше не летай, тебе нельзя летать!" Он не послушал меня, а тут его постигла вскорости смерть. Все равно он ни в чем не виноват... а какой молоденький».
После гибели космонавта схимонахиня Макария молилась о упокоении его души и даже попросила одного священника в ее доме отпеть заочно погибшего Ю.Гагарина.
В последнее время мы являемся свидетелями того, как Православие входит в нашу жизнь, а также в жизнь космонавтов... Совершаются полеты с чудотворными иконами в космосе, строятся храмы в космических центрах, мы пытаемся приблизиться к Богу...
А началось это вероятно с Гагарина...
Константин Забелин (Смоленск), специально для «Русской народной линии»
http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/11/gagarin_i_pravoslavie/
**************************************************************************************
Первый советский космонавт предлагал восстановить храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя (старые фотографии):
http://www.liveinternet.ru/users/2753080/post131891631/
ИСТОРИЯ ХРАМА (1812 - 2000): http://www.xxc.ru/istoriya/index.htm
Одним из первых с инициативой восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя выступил в 1964 году первый космонавт Земли Юрий Гагарин, сообщил агентству "Интерфакс" близкий товарищ Ю.Гагарина, полковник запаса ВВС Валентин Петров.
По его словам, с таким предложением Ю. Гагарин выступил после их совместной поездки в Троице-Сергиеву лавру и посещения там Церковно-археологического кабинета.
"Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: "Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!" - рассказал полковник.
Вскоре после этого, продолжил он, Ю. Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, открыто предложил восстановить храм.
"Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку храм Христа Спасителя - это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать", - отметил Ю. Петров.
По его словам, реакция на предложение первого космонавта была "потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли".
Источник: NEWSru.com
http://newsru.com/religy/12apr2006/gagarin_hram.html
**************************************************************************************
Юрий Гагарин был верующим человеком, который первым предложил восстановить храм Христа Спасителя.
Одним из первых с инициативой восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя выступил в 1964 году первый космонавт Земли Юрий Гагарин, как сообщил его близкий товарищ, полковник запаса ВВС Валентин Петров.
По его словам, такая мысль появилась в Гагарина после их совместной поездки в Троице-Сергиеву Лавру и посещения там церковно-археологического кабинета. Вскоре после этого Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, открыто предложил восстановить храм Христа Спасителя. По его словам, реакция на предложение первого космонавта была «потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли». Более того, как заявил Валентин Петров, Юрий Гагарин был верующим человеком и не мог произнести известных слов о том, что он «летал в космос, а Бога не видел». По его словам, на самом деле эта фраза принадлежала Никите Хрущеву и была произнесена советским лидером на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды. Однако со временем, по словам В.Перова, эти слова стали намеренно приписывать Ю.Гагарину, который был любимцем народа, и такая фраза из его уст имела бы огромное значение.
Между тем, утверждает В.Петров, Гагарин был человеком верующим, как и его родители. Следует вспомнить один случай, произошедший в Кремле на приеме, посвященному полету первого человека в космос. Никита Хрущев пригласил на прием Патриарха Алексия I. На заседании первый секретарь КПСС в своей речи важное место уделил пропаганде атеизма, после чего была предоставлена возможность Святейшему Патриарху каким-то образом ответить на сделанные перед тем возражения. Патриарх, человек тонкий и деликатный, стал расспрашивать Гагарина о его состоянии во время полёта. Тот, конечно, описывал состояние невесомости, и тут Патриарх заметил, что тело, подчиняясь законам физики, грубо говоря, болталось в пространстве, а душа, не подчиняющаяся никаким материальным законам, оставалась на месте. Так, в противоположность материалистической доктрине Его Святейшество показал, что духовное выше материального.
Но эта тонкая защита Патриарха от нападок воинствующих богопротивников была прервана неожиданным простым доказательством несостоятельности атеистической пропаганды в России. Одна женщина подошла к Его Святейшеству и взяла у него благословение. Сейчас в этом не нашли бы ничего удивительного. А тогда это прозвучало громом среди ясного неба. Кто такая? Кто её сюда допустил? Оказалось, что её, при всём желании, не допустить было невозможно. Потому что она пришла сюда на праздник своего сына. Это была мать первого космонавта Юрия Гагарина. Так простая женщина показала коммунистическим вождям бесплодность их усилий в борьбе с Церковью.
"Воцерковление.ru"
http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/features-template-compatibility/entry/2012-02-11-19-43-50.html
**************************************************************************************
Юрий Гагарин – верующий или атеист?
Архимандрит Павел (СТЕФАНОВ)
12 апрeля исполняется 50 лет со дня первого пилотируемого полета в Космос.
Для тех, кто еще это помнит, 50-е годы прошлого века были особенным временем. Две противоположные политические системы – коммунистическая и капиталистическая, существующие в двух колоссах – в СССР и США соревновались за будущее человечества. Вопреки пропагандным угрозам с обеих сторон было ясно, что, накопив большое число ядерных ракет, никто из них не хочет нажать на кнопку их пуска, потому что это поставило бы под угрозу их собственное существование. Соревнование между ними велось прежде всего в сфере науки и техники. Советская власть трубила, что технический прогресс приведет к наступлению коммунистического рая на земле, и многие люди искренне в это верили.
При Сталине такие буржуазные диверсии, как кибернетика и генетика, были запрещены и занятия ими наказывались расстрелом или ссылкой в концлагерь. Но диктатор был достаточно прозорливывым и распорядился в 1946 г. создать новую отрасль науки и промышленности – ракетостроение. Во главе ее был поставлен Сергей Королев. Вопреки мифу, что русские это дикари из тайги, которые не имеют понятия о технике, они успели опередить американцев. Вечером 4 октября 1957 г. из космодрома Тюра-Там (сейчас Байконур) был запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли весом 83,6 кг. Американцы были потрясены. Агентство “Юнайтед Ньюз” сообщило: “90% рассказов об искусственных спутниках Земли приходятся на США. Как оказалось, 100% работы по их созданию было сделано в России!”. Сигнал первого искусственного спутника мог поймать каждый уважающий себя радиолюбитель. Американцы успели запустить свой первый спутник едва спустя пять месяцев.
Я отчетливо помню 12 апреля 1961 г. Я был дома в Русе и готовил уроки. Мои родители были на работе, а сестренка в яслях. Утро было солнечное и теплое. Мы были такими бедными, что даже не имели радио, а только громкоговоритель, который был включен. Примерно в 10.30 ч. музыка внезапно прервалась и послышался известный еще со времен войны баритон Юрия Левитана, который торжественно объявил: “Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!”. Я очень испугался и бросился к радиоточке. Мой отец каждый день говорил, что может начаться третья мировая война. Может быть это сообщение о ее начале?! Но Левитан продолжил: “Сегодна в 9 часов 7 минут в космос запущен первый космонавт, гражданин СССР Юрий Гагарин!”.
Дальнейшую эйфорию трудно передать. Люди с жадностью слушали радио (тогда телевизоров не было) и с раннего утра ожидали газет, которые тут же раскупались. Не было комнаты, где бы не висел портрет космонавта. Первая страна, которую Гатарин посетил, была Чехословакия, вторая – Болгария. Он был награжден самым высоким нашим орденом Георгия Димитрова и был выбран почетным гражданином Софии, Пловдива и Перника. Его я не видел, но помню как весь город Русе столпился на улицах с цветами, чтобы встретить второго космонавта – Германа Титова, который 6-7 августа 1961 г. 17 раз облетел Землю. Говорили, что по происхождению он чуваш и едва ли не наш родственник по праболгарской линии.
В начале 60-х годов Гагарин стал самым известным человеком на планете. Он посетил 30 стран, встречался с королями, президентами и обыкновенными людьми. Британская королева, несмотря на запрет дворцового протокола, фотографировалась с ним. Она объявила запрет недействительным для этого случая, т.к. Гагарин не земной, а небесный человек. В результате многочисленных банкетов и тостов Гагарин прибавил в весе 8-10 кг и потерял форму. Пришел фатальный день 27 марта 1968 г., когда он вместе с инструктором Владимиром Серегиным пилотировал истребитель МИГ-15, и самолет по неизвестным причинам резко потерял высоту и врезался в землю. Оба погибли. Доклады расследовавших катастрофу комиссий засекречены. Версий причин катастрофы много – от технической неисправности до вмешательства инопланетян (!).
Был ли Гагарин верующим? В день полета газета “Известия” писала: “Полет человека в космос является триумфом материализма и могучим, сокрушающим ударом по идеализму, религии и мракобесию. В продолжение столетий фанатики различных религий вбивали в сознание людей представление о непознаваемости мира, о недоступности небесных пространств. Советская наука, подвиг советского человека развеяли эти твердения, доказали их несостоятельность”.
После первого полета в космос атеистическая пропаганда многократно повторяла высказывание, приписываемое Юрию Гагарину: “Я был на небе, но Бога там не видел”. В действительности эти слова не принадлежали Гагарину, а были придуманы советским диктатором Никитой Хрущевым. Они поражают своей наивностью и примитивностью. Сам Юрий Гагарин родился в 1934 г. в с. Клушино Гжатского района в семье простых русских крестьян. Отец его был плотником, а мать дояркой. Оба были сильно религиозными и крестили своих детей. В 1947 г. Юрий Гагарин стал крестным отцом своей племянницы Тамары, а в 1959 г. приехал в Гжатск (сейчас г. Гагарин), чтобы тайно окрестить свою первую дочь Елену. На кремлевском приеме после полета Гагарина присутствовал и русский Патриарх Алексий І. Наступила суматоха, когда одна старая женщина, мать Гагарина, приблизилась к Патриарху и попросила у него благословления!
Не нужно забывать, что с 1958 по 1964 г. Н. Хрущев проводил самую злостную антирелигиозную пропаганду после 30-х годов. Публичное исповедование христианства наказывалось увольнениями и репрессиями, тысячи церквей и монастырей были закрыты. Хрущев обещал к 1980 г. построить в СССР коммунизм. Эта маниакальная идея принесла неисчислимые страдания русскому народу.
Но производит впечатление, что создалась традиция посещения советскими космонавтами Троице-Сергиевой Лавры перед каждым вылетом в космос. Коллега Гагарина полк. Валентин Петров рассказал, что при посещении иконного кабинета Лавры Гагарин долго рассматривал макет храма Христа Спасителя и сказал: ”Какую красоту разрушили!”. На обратном пути в машине он начал читать молитву “Отче наш”, чем вызвал изумление других космонавтов. Позднее на пленуме ЦК КПСС депутат Гагарин поставил вопрос о востановлении храма Христа Спасителя и Триумфальной арки как памятников победы над Наполеоном. Зал начал аплодировать, а президиум впал в шок. Но авторитет Гагарина был настолько большим, что никто не посмел его преследовать. Сегодня все изменилось к лучшему. На Байконуре стоит православная часовня и ракеты благословляются перед вылетом. С тех пор, как введена эта традиция, не было катастроф в космосе.
Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, преодолевшим земное притяжение и проложившим путь к звездам – будущему дому человечества. В истории цивилизации его имя записано золотыми буквами.
Источник - http://ru.pravoslavie.bg/?p=3249
********************************************************************************
Гагарин был атеистом?
В период хрущевских гонений на Церковь некоторые писатели показывали Юрия Гагарина на страницах своих книг как убежденного атеиста, не имевшего никакого отношения к историческим православным корням России. А таким ли был первый космонавт на самом деле? И совместимы ли полеты в космос и религия?
Гагарин был атеистом?
Да, давление атеистической пропаганды в советский период было очень сильным. Даже старший брат первого космонавта Валентин Гагарин под влиянием партийного писателя Валентина Сафонова, занимавшегося литературной обработкой рукописи документально-художественной книги «Мой брат Юрий», посвятил несколько страниц якобы состоявшемуся диспуту о вере и Боге. Он пишет, что во время приезда Юрия Алексеевича в Гжатск к нему подошли несколько верующих женщин и спросили, не видел ли он в космосе Бога?
«Нет, не видел, бабушки» - читаем в книге и далее следуют такие слова, приписываемые Гагарину: «Знаете, вот чуть-чуть подучимся летать - и вашего батюшку в космос пригласим. Пусть убедится, что к чему. А захотите - и вы полетите».
Понятно, что Гагарин был не настолько наивен, чтобы заявлять такое. Ведь Бог обитает в невидимом духовном мире, а не в космосе, который по своей сути материален.
И как мы узнали уже в постсоветской период, Гагарин не был грубым материалистом и тем более атеистом. Он рос и воспитывался в православной семье. Его родители Анна Тимофеевна и Алексей Иванович в праздничные дни обязательно посещали храм Святителя Николая Чудотворца в Клушине, где крестили всех своих детей. В доме по старинной русской традиции висели иконы, украшенные полотенцами с орнаментом. И сейчас несколько икон можно увидеть в домах-музеях в Клушине и городе Гагарине.
Вспоминая, как она стала мужем Алексея Ивановича, мать первого космонавта пишет: «Венчалась, как и заведено в деревне, по окончании полевых работ, осенью, 14 октября…»
Племянница Гагарина Тамара Дмитриевна Филатова, которую в 1947 году крестили в Вознесенской церкви в Гжатске, а Юрий в свои тринадцать лет был ее крестным отцом, вспоминает, как он носил ее вокруг купели. А в 1959 году, уже будучи офицером-летчиком, Гагарин приезжал в родной Гжатск, чтобы в той же церкви крестить свою первую дочь Елену.
Кстати, Вознесенский храм в Гжатске, ныне Гагарине, после войны никогда не закрывался и в то время был единственным в районе, где совершались таинства и богослужения. Он возвышается на южной окраине города за железной дорогой. Долгое время здесь хранилась чудотворная Колоцкая икона Богоматери. По одной версии образ похитили, а по другой - он находится в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Вполне возможно, что Гагарин ставил зажженные свечи именно перед этой иконой. Не исключено, что он встречался и с игуменом Никоном (Воробьевым), служившим в те годы в Гжатске. Имя этого старца стало широко известно в России, когда его ученики выпустили сборник его писем. Книга, выдержавшая несколько изданий, называется «Письма игумена Никона». Один из ее составителей -
профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, уроженец Гжатска, выпускник той же школы, где учился Гагарин.
С именем первого космонавта многие связывают известную православную подвижницу матушку Макарию, жившую в селе Темкино. На месте ее дома стоит памятный знак с барельефом Юрия Гагарина и написано, что они встречались в шестидесятых годах. Правда, эта история окружена всякого рода слухами и домыслами. Вероятнее всего, Гагарин специально не приезжал к матушке, а посетил ее во время своего депутатского визита к избирателям Темкина и Сычевки. Ему могли подсказать, что в селе есть монахиня, которая нуждается в его поддержке и помощи, и он навестил ее. Местные жители рассказывают, что монахиня Макария предостерегала Юрия Алексеевича от дальнейших полетов на самолетах, иначе случится беда. Но был такой разговор или не был, мы точно не знаем, поскольку не сохранилось никаких письменных документов. Нет достоверных сведений и о том, что матушку Макарию навещала Анна Тимофеевна Гагарина, хотя такие разговоры тоже ведутся.
Время тогда было непростое, и государство (особенно в период правления Хрущева) ограничивало, а порой и подавляло религиозную свободу граждан. В церковь ходить не запрещалось, но большинство храмов было закрыто, практически невозможно было приобрести Евангелие и даже простой нательный крестик, не говоря уже о книгах церковных писателей. Даже роман Федора Достоевского «Братья Карамазовы» читать не рекомендовалось.
Достоверен такой случай. Однажды в дом родителей первого космонавта пришел работник райкома партии и посоветовал Алексею Ивановичу Гагарину снять иконы и никогда не показывать их гостям. Мол, сын побывал в космосе, а вы страдаете религиозными предрассудками, нельзя забывать, что на дворе XX век.
Алексей Иванович спокойно выслушал представителя райкома, но иконы не снял. Да и кто мог ему приказать сделать это? Он был свободен в своем выборе веры и никого не боялся. Таким воспитал и Юрия Алексеевича. Его сын всегда дорожил духовностью и православными традициями русского народа. И одним из первых еще в 1964 году проявил инициативу восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя в Москве.
Гораздо позднее поднял этот вопрос известный русский писатель Владимир Солоухин, а потом уже появился общественный Совет по восстановлению названного храма.
О некоторых подробностях гагаринской инициативы рассказал в СМИ друг Гагарина, полковник запаса, доцент Военно-воздушной академии Валентин Петров. Он вспоминает об их совместной поездке в Троице-Сергиеву лавру, когда Юрию Алексеевичу исполнилось 30 лет, а Петров носил звание капитана. Хотя друзья сменили военную форму на обычную гражданскую одежду, первого космонавта сразу узнали, после молебна многие поспешили к нему за автографами. А наместник лавры пригласил его в гости, потом предложил посетить ЦАК. Друзья сначала не поняли, что это такое, и удивленно отвечали: «Да что вы, отец наместник, мы в ЦАГИ были!» Они имели в виду Центральный аэрогидродинамический институт. А оказалось, что речь идет совсем о другом - о Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии, своего рода музее. И они отправились в ЦАК, и там произошел случай, поразивший Валентина Петрова. Когда друзья подошли к макету храма Христа Спасителя, Юрий Алексеевич заглянул внутрь копии и сказал: «Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!»
После возвращения из лавры они долго находились под впечатлением от увиденного.
Неожиданно Гагарин произнес: «Валентин, вдумайся в слова: «иже еси на небесех». Петров удивился: «Вы что, молитвы знаете?»
Гагарин в ответ: «А ты думаешь, один их знаешь?»
Для Валентина Петрова эта поездка имела определенные последствия. Его обвинили в том, что он Гагарина «тащит в религию». Однако первый космонавт спас друга от более сурового наказания. Он сказал обвинителям: «Как это так - капитан полковника тащит в религию? Не он меня возил, а мы ездили на моей машине». В результате Петров получил лишь выговор по партийной линии, а мог бы оказаться без работы.
Спустя некоторое время после той памятной поездки Юрий Гагарин выступил на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи и в открытую предложил восстановить храм Христа Спасителя в Москве как памятник воинской славы России, как выдающееся произведение архитектуры. Одновременно он предлагал воссоздать и Триумфальную арку. Гагарин считал, что нельзя развивать патриотизм, не зная своих исторических корней.
По словам очевидцев, никто на пленуме не ожидал от Юрия Алексеевича таких слов. Зал начал громко аплодировать, а президиум был откровенно напуган. Но выступить против Гагарина члены президиума, естественно, не посмели.
В то время Валентин Петров уже преподавал в Военно-воздушной академии, и поездка с Гагариным в лавру положила начало традиции возить по святым местам слушателей этого учебного заведения. Вскоре он отправился в лавру с Германом Титовым, который тоже был православным человеком. К слову, вместе с Титовым они посещали будущего патриарха Алексия II еще до его интронизации, когда тот служил в Ленинграде в сане митрополита.
А по большому счету именно тогда начались контакты служителей Русской православной церкви и исследователей космоса. В наше время их взаимоотношения стали очень тесными. О многом говорит факт, что 28 ноября 2010 года в Звездном городке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм Преображения Господня. Он благословил находившихся там космонавтов Алексея Леонова, Валентину Терешкову и других героев космоса. Там была и племянница Гагарина Тамара Филатова.
Настоятелем нового прекрасного храма, устремленного куполами в небо, назначен игумен Иов из Троице-Сергиевой лавры. Его знают как большого друга космонавтов, он часто приезжает на родину Гагарина.
В тот день патриарх Кирилл посетил памятник первому космонавту, открытый в центре Звездного городка в 1971 году в честь 10-летия первого полета человека в космос. Его Святейшество вместе с хором пропел «Вечную память» всем космонавтам и летчикам-испытателям, погибшим при исполнении служебных обязанностей. К подножию памятника патриарх возложил цветы. А космонавты передали предстоятелю Русской православной церкви икону Святителя Николая Чудотворца, которая полгода провела на Международной космической станции.
http://www.rabochy-put.ru/history/11659-gagarin-byl-ateistom-.html
******************************************************************************************
ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН
БЫЛ ВЕРУЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Рассказывает полковник Валентин Васильевич Петров, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.
- Валентин Васильевич, Вы близко дружили с Юрием Гагариным. Первый космонавт, по некоторым рассказам, был человеком верующим, хотя и не афишировал этого. Можно ли сказать, что православная вера была еще одним негласным, но реально существующим связующим звеном вашей дружбы - молодых советских летчиков - в те непростые для Церкви годы государственного атеизма?
- Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву Лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. Он, такой заводной по натуре, как-то напрямую меня спросил, был ли я в Лавре. Получив утвердительный ответ, предложил поехать еще раз, и мы отправились сразу же - вечером, переодевшись в "гражданку". Дураки дураками, конечно, потому что Гагарина ведь во что ни переодень... Когда мы пришли в Лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать.
"Юрий Алексеевич как личность вообще был уникален - он никогда не кичился свой славой. Если ты к нему обращался, он уже никого не видел и слушал только тебя. Равно как у детей его не было и нет напыщенности от осознания того, что они - дети первого космонавта.
Тогда, в Лавре, нас, а в первую очередь, конечно, Гагарина, спас отец наместник. Он завел нас к себе в келью, где, по русскому обычаю, конечно, налил нам и после третьей рюмки говорит: "Ну, а кто мне поверит, что у меня в келье был Гагарин?" А Гагарин ему с ответным юмором: "Ну, а кто не поверит?" Достал свою фотографию, надписал "отцу наместнику от Гагарина, с наилучшими пожеланиями" и подарил. Тот говорит: "Ну, это обмыть надо!" Мы и обмыли, конечно.
Потом отец наместник предложил нам посетить ЦАК. Мы удивленно отвечаем: "Что вы, отче, да мы в ЦАГИ были!" - имея в виду наш Центральный аэрогидродинамический институт. Потом выяснилось, что речь идет о Церковно-археологическом кабинете при Московской Духовной Академии. Мы туда, конечно, пошли, и там произошел случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету Храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: "Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!" Очень долго он на него смотрел тогда...
Когда мы возвращались в тот раз из Лавры, на нас такое впечатление произвело все увиденное, что мы ехали как под гипнозом. Юра мне неожиданно сказал: "Валентин, вдумайся в слова: иже еси на небеси. Я распахнул глаза: "Юрий Алексеевич, вы что, молитвы знаете?!" Он говорит: "А ты думаешь, один ты их знаешь? Ну, молчать-то ты умеешь". А ведь на дворе - 1964 год, время, когда Хрущев раздавал свои обещания "показать последнего попа"...
Для меня эта поездка даром не прошла, меня обвинили в том, что я Гагарина "тащу в религию". Гагарин же меня и спас, он сказал: "Как это так - капитан полковника тащит в религию?! Не он меня возил - а мы ездили на моей машине". В результате я получил выговор по партийной линии за то, что "ввел Юрия Гагарина в Православие", и теперь этим очень горжусь.
А спустя некоторое время после нашей поездки Юрий Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, в открытую предложил восстановить Храм Христа Спасителя как памятник воинской славы, как выдающееся произведение Православия. Одновременно он предложил восстановить и разрушенную в то время Триумфальную арку. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку Храм Христа Спасителя - это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать.
Никто на пленуме, конечно, не ожидал таких слов от первого космонавта, реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли.
- А как же знаменитая фраза, которую приписывают Гагарину: "летал в космос, а Бога не видел"?
- Да это совершенно точно говорил не Гагарин, а Хрущев! Это было связано с пленумом ЦК, на котором решался вопрос об антирелигиозной пропаганде. Хрущев тогда ставил задачу для всех партийных и комсомольских организаций поднять эту самую пропаганду и сказал: "Ну что вы там за Бога цепляетесь? Вот Гагарин летал в космос, а Бога не видел". Однако спустя некоторое время эти слова стали преподноситься уже в другом аспекте. Cтали ссылаться не на Хрущева, а на Гагарина, который ведь был любимцем народа, и такая фраза из его уст имела бы огромное значение. Хрущеву-то, мол, не очень поверят, а вот Гагарину поверят наверняка. Но у Гагарина никогда ничего об этом не было сказано, он такого произнести не мог.
- Эта поездка с Гагариным в Лавру и положила начало Вашей традиции возить по святым местам своих учеников - студентов Военно-воздушной академии?
- В общем, так оно и было. После этого я съездил в Лавру с Германом Титовым, который, кстати, был такой же православный человек. Когда мы с ним были в Питере, он меня первым делом попросил свозить его в Александро-Невскую Лавру. А потом, под впечатлением Александро-Невской, Герман попросил поехать с ним в Загорск. Кстати, вместе с Титовым мы посещали Патриарха Алексия II еще до его интронизации на патриарший престол, когда Святейший служил в Ленинграде в сане митрополита.
Еще был замечательный случай, когда из космоса прозвучало поздравление всей стране в честь тысячелетия крещения Руси. Когда Володя Титов должен был на год лететь в космос, я его первым делом повез в ЦАК, а после - в Данилов монастырь. А он летел в год Тысячелетия Крещения Руси, у него старт был 21 декабря 1987 года, а посадка - ровно 12 месяцев спустя, то есть весь год Тысячелетия он крутился на орбите. Когда его утвердили, он захотел получить благословение на свой полет. Я привез его поздним вечером к тогдашнему главе Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата владыке Филарету. У нас была поразительная встреча. Володя получил в подарок церковный календарь в честь Тысячелетия Крещения Руси, много икон. Еще Володе очень понравился чай, который мы пили - в итоге по благословению владыки ему специально запаковали несколько пачек, и весь год мой друг на орбите пил архиерейский чай.
Когда Володя весь Союз из космоса поздравил с Тысячелетием Крещения Руси, все здесь, конечно, просто одурели: откуда он может знать про это?! А у него на орбите ведь - церковный календарь. Мне хотели голову оторвать, тут же повыгоняли отовсюду, но на следующий же день Горбачев встретился по поводу Тысячелетия Крещения с Патриархом Пименом и другими иерархами, и как-то после этого обвинения с меня спали.
А однажды у меня появилась идея свозить в Лавру американцев - как раз в 1975 году, когда был "Союз-Аполлон". И мы поехали перед стартом - наш первый отряд космонавтов и американцы. Переводчика в конце концов мы напоили, и переводить стал один из батюшек. По итогам поездки мы сделали потрясающий снимок и повесили его в Московской Патриархии, и когда приезжали иностранные делегации и говорили, что у нас атеистическое государство, им отвечали: "Да какое атеистическое! Вот наши космонавты, вот - американские!" Им крыть было нечем.
А вообще такая традиция повелась еще с 1960-х годов - все экипажи, которые я готовил, я возил в Троице-Сергиеву Лавру и Свято-Данилов монастырь. Отец наместник Даниловского монастыря был мой друг. Я был катехизатором - учил ребят и одновременно учился сам.
- Но в атеистическую эпоху такие поездки не могли для Вас, военного летчика, проходить безследно...
- Выговоры от партии я получал постоянно. Но выгнать меня нельзя было - я к тому времени стал уже известным преподавателем, космонавты за меня стояли горой. Меня в очередной раз хотят сдвинуть - а они говорят: кого угодно убирайте, а этого оставьте. Хотя голову мне оторвать хотели неоднократно. Когда командир отряда космонавтов узнавал, что я, такой нахал, со всеми езжу в монастыри, сразу разгорался небольшой скандал. Тем более, я в то время в Военно-воздушной академии читал еще и курс философии. При атеизме в качестве официальной идеологии говорить о Православии было смертельным номером. Но все равно я, воспитывая космонавтов в то время, продолжал возить их по обителям.
- Однако теперь, спустя определенное количество лет, Вы можете свободно говорить со своими студентами о православной культуре.
- А мне уже спустя какое-то время помог наш Патриарх, который договорился с министром культуры о том, что неплохо было бы преподавать православную культуру в военных академиях. И я, единственный представитель военных, вошел в первый набор катехизаторского факультета Свято-Тихоновского института. В этом году будет десять лет, как я успешно закончил обучаться катехизации. Сам Святейший вручал мне диплом при выпуске.
Я вообще считаю, что невозможно изучать российскую историю, не зная при этом истории Русской Православной Церкви, основ православной веры. Да примеров, доказывающих необходимость этого, можно найти сколько угодно! Та же Троице-Сергиева Лавра держала польскую блокаду в течение 16 месяцев - как же военный человек может не знать об этом!
- Как полковник авиации и преподаватель с 40-летним стажем, чем Вы могли бы объяснить особенную потребность в религиозной вере у людей, связанных с военным делом?
- Летчик постоянно рискует жизнью и поэтому волей-неволей приходит к Господу. И у военных в такой ситуации рождается именно истинная вера. Своих учеников я считаю должным воспитывать в православном духе. Я не беру их за руку и не тяну насильно креститься. Ведь верить, как и любить, заставить нельзя. Но многие студенты нашей академии сами принимают крещение в процессе учебы.
- В таком случае идея введения в армии института военного духовенства, вероятно, должна быть Вам близка?
- Введение института военного духовенства я не просто приветствую - без этого нельзя, на мой взгляд! Однако важно, чтобы военное духовенство было бы именно военным, чтобы у таких священников был опыт военной службы, чтобы они познали специфику армейского дела именно изнутри. Обычные батюшки едва ли смогут пронести этот крест. Вот, например, такие священники, как отец Константин Татаринцев, капитан запаса ВВС, или отец Федор Соколов - это настоящие авторитеты, им армия знакома изнутри. Но я убежден, что мы еще обязательно придем к той ситуации, когда в армии у нас будет достаточное количество хорошо обученных, профессиональных военных священников.
+ + +
По случаю полёта первого человека в космос Н.С. Хрущёв устроил приём в Кремле и, кроме всех прочих, пригласил туда и Патриарха Алексия I. Патриарх отказаться не мог, хотя понимал, что подобное мероприятие ничего хорошего для Православной Церкви не предполагает. Так и случилось: важное место в своей речи на приеме первый секретарь ЦК КПСС уделил пропаганде атеизма. Выпады против веры вызывали, к сожалению, бурную положительную реакцию у некоторой части присутствовавших там партийных работников, сообщает Победа.Ru.
Святейшему Патриарху была предоставлена возможность каким-то образом ответить на возражения; вероятно, это произошло во время беседы в кулуарах…
Но тут защита Патриарха от нападок воинствующих богопротивников была прервана неожиданным простым доказательством несостоятельности атеистической пропаганды в России. Некая женщина подошла к Его Святейшеству и взяла у него благословение. Сейчас в этом не нашли бы ничего удивительного. А тогда это прозвучало громом среди ясного неба. Кто такая? Кто ее сюда допустил? Оказалось, что ее, при всем желании, не допустить было невозможно. Потому что она пришла сюда на праздник своего сына. Это была мать первого космонавта Юрия Гагарина Анна Тимофеевна. Так простая женщина показала коммунистическим вождям безплодность их усилий по борьбе с Церковью.
Православие.ру -
*******************************************************************************
КРАТКОЕ СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ИОСИФА (ЧЕРНОВА) НА ПОЛЁТ ЮРИЯ ГАГАРИНА В КОСМОС
|
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). |
Предлагаем Вашему вниманию рассказ о том, как приснопоминаемый архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893-1975) произнёс слово в церкви о первом полёте человека в космос. Вспоминает шофёр Владыки[1]:
Апрель 1961 года. Впервые в истории человечества совершен полет в космическое пространство.
Владыку вызывает к себе уполномоченный Вохменин Степан Романович и говорит: «Иван Михайлович, надо сказать проповедь в отношении этого “чуда”».
Я везу Владыку домой, он на заднем сидении сидит, смотрю в зеркало, вижу — Владыка так пальцами крутит (всегда так делает, когда активно думает). «Так вот, — говорит, — Захар Иванович, давай будем готовиться. Проповедь надо сказать о Юрии Гагарине». — «Ох, ох! — отвечаю, — что же Вы будете говорить, Владыка!?» — «Что-то буду».
Приехали домой. Я наблюдаю. Он ходит по комнате. (Обычно, если к проповеди готовится, то ходит, с собой разговаривает).
Наступил день, когда надо произносить проповедь. Владыка вышел, как обычно, и начал примерно так:
«Братья и сестры! Вы знаете, в какое время мы живем, какой прогресс совершается в мире! Много ученых изобрели много хорошего! А слышали вы — последнее событие произошло: наш молодой человек — Юра Гагарин — побывал в космосе! И оттуда вернулся! А ему, когда он полетел, Хрущев Никита Сергеевич сказал: “Юрочка, посмотри, есть там Бог, или нет?”
И так продолжил Владыка: «Юрий Гагарин Бога не видел… а Бог его видел! И благословил!»
…
Вохменин удивлялся, что же Владыка будет говорить? А он вот что сказал. Я записал проповедь Владыки на бумагу и передал уполномоченному.
[1] Воспоминания шофёра Владыки Захара Ивановича Самойленко приводятся по книге «Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф.», Москва, Паломник, 2004 (стр. 157-158).
****************************************************************************************
Я ГОРЖУСЬ ОБВИНЕНИЯМИ В ТОМ, ЧТО ВВЕЛ ЮРИЯ ГАГАРИНА В ПРАВОСЛАВИЕ
История отношений Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики берет свое начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им придан особенный позитивный импульс. О некоторых эпизодах взаимодействия православной церкви и российской космонавтики в интервью порталу"Интерфакс-Религия" рассказал один из их главных очевидцев, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковник Валентин Петров.
|
Валентин Петров |
История отношений Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики берет свое начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им придан особенный позитивный импульс. О некоторых эпизодах взаимодействия Православной Церкви и российской космонавтики в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал один из их главных очевидцев, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковник Валентин Петров.
- Валентин Васильевич, Вы близко дружили с Юрием Гагариным. Первый космонавт, по некоторым рассказам, был человеком верующим, хотя и не афишировал этого. Можно ли сказать, что православная вера была еще одним негласным, но связующим звеном вашей дружбы - молодых советских летчиков в те непростые для Церкви годы государственного атеизма?
- Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. Он, такой заводной по натуре, как-то напрямую меня спросил, был ли я в лавре. Получив утвердительный ответ, предложил поехать еще раз, и мы отправились сразу же - вечером, переодевшись в "гражданку". Дураки дураками, конечно, потому что Гагарина ведь во что ни переодень... Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать.
Юрий Алексеевич как личность вообще был уникален - он никогда не кичился свой славой. Если ты к нему обращался, он уже никого не видел и слушал только тебя. Равно как у детей его не было и нет напыщенности от осознания того, что они - дети первого космонавта.
Тогда, в лавре, нас, а в первую очередь, конечно, Гагарина спас отец наместник. Он завел нас к себе в келью, где, по русскому обычаю, конечно, налил нам и после третьей рюмки говорит: "Ну, а кто мне поверит, что у меня в келье был Гагарин?" А Гагарин ему с ответным юмором: "Ну, а кто не поверит?" Достал свою фотографию, надписал "отцу наместнику от Гагарина, с наилучшими пожеланиями" и подарил. Тот говорит: "Ну, это обмыть надо!". Мы и обмыли, конечно!
Потом отец наместник предложил нам посетить ЦАК. Мы удивленно отвечаем: "Что Вы, отче, да мы в ЦАГИ были!", имея в виду наш Центральный аэрогидродинамический институт. Потом выяснилось, что речь идет о Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии. Мы туда, конечно, пошли, и там произошел случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: "Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!" Очень долго он на него смотрел тогда...
Когда мы возвращались в тот раз из лавры, на нас такое впечатление произвело все увиденное, что мы ехали как под гипнозом. Юра мне неожиданно сказал: "Валентин, вдумайся в слова: "иже еси на небеси"". Я распахнул глаза: "Юрий Алексеевич, Вы что, молитвы знаете?!" Он говорит: "А ты думаешь, один ты их знаешь? Ну, молчать-то ты умеешь". А ведь на дворе - 1964 год, время, когда Хрущев раздавал свои обещания "показать последнего попа"...
Для меня эта поездка даром не прошла, меня обвинили в том, что я Гагарина "тащу в религию". Гагарин же меня и спас, он сказал: "Как это так - капитан полковника тащит в религию?! Не он меня возил - а мы ездили на моей машине". В результате я получил выговор по партийной линии за то, что "ввел Юрия Гагарина в православие", и теперь этим очень горжусь.
А спустя некоторое время после нашей поездки Юрий Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, в открытую предложил восстановить храм Христа Спасителя как памятник воинской славы, как выдающееся произведение православия. Одновременно он предложил восстановить и разрушенную в то время Триумфальную арку. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку храм Христа Спасителя - это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать.
Никто на пленуме, конечно, не ожидал таких слов от первого космонавта, реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли.
- А как же знаменитая фраза, которую приписывают Гагарину - "летал в космос, а Бога не видел"?
- Да это совершенно точно говорил не Гагарин, а Хрущев! Это было связано с пленумом ЦК, на котором решался вопрос об антирелигиозной пропаганде. Хрущев тогда ставил задачу для всех партийных и комсомольских организаций поднять эту самую пропаганду и сказал: ну что вы там за Бога цепляетесь? Вот Гагарин летал в космос, а Бога не видел. Однако спустя некоторое время эти слова стали преподноситься уже в другом аспекте. Cтали ссылаться не на Хрущева, а на Гагарина, который ведь был любимцем народа, и такая фраза из его уст имела бы огромное значение. Хрущеву-то, мол, не очень поверят, а вот Гагарину поверят наверняка. Но у Гагарина никогда ничего об этом не было сказано, он такого произнести не мог.
- Эта поездка с Гагариным в лавру и положила начало Вашей традиции возить по святым местам своих учеников - студентов Военно-воздушной академии?
- В общем, так оно и было. После этого я съездил в лавру с Германом Титовым, который, кстати, был такой же православный человек. Когда мы с ним были в Питере, он меня первым делом попросил свозить его в Александро-Невскую лавру. А потом, под впечатлением Александро-Невской, Герман попросил поехать с ним в Загорск. Кстати, вместе с Титовым мы посещали патриарха Алексия II еще до его интронизации на патриарший престол, когда Святейший служил в Ленинграде в сане митрополита.
Еще был замечательный случай, когда из космоса прозвучало поздравление всей стране в честь тысячелетия крещения Руси. Когда Володя Титов должен был на год лететь в космос, я его первым делом повез в ЦАК, а после - в Данилов монастырь. А он летел в год тысячелетия крещения Руси, у него старт был 21 декабря 1987 года, а посадка - ровно 12 месяцев спустя, то есть весь год тысячелетия он крутился на орбите. Когда его утвердили, он захотел получить благословение на свой полет. Я привез его поздним вечером к тогдашнему главе Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата владыке Филарету. У нас была поразительная встреча. Володя получил в подарок церковный календарь в честь тысячелетия крещения Руси, много икон. Еще Володе очень понравился чай, который мы пили - в итоге по благословению владыки ему специально запаковали несколько пачек, и весь год мой друг на орбите пил архиерейский чай.
Когда Володя весь Союз из космоса поздравил с тысячелетием крещения Руси, все здесь, конечно, просто одурели: откуда он может знать про это?! А у него на орбите ведь - церковный календарь Мне хотели голову оторвать, тут же повыгоняли отовсюду, но на следующий же день Горбачев встретился по поводу тысячелетия крещения с патриархом Пименом и другими иерархами, и как-то после этого обвинения с меня спали.
А однажды у меня появилась идея свозить в Лавру американцев - как раз в 1975 году, когда был "Союз-Аполлон". И мы поехали перед стартом - наш первый отряд космонавтов и американцы. Переводчика в конце концов мы напоили, и переводить стал один из батюшек. По итогам поездки мы сделали потрясающий снимок и повесили его в Московской Патриархии, и когда приезжали иностранные делегации и говорили, что у нас атеистическое государство, им отвечали: "Да какое атеистическое! Вот наши космонавты, вот - американские!" Им крыть было нечем.
А вообще такая традиция повелась еще с 1960-х годов - все экипажи, которые я готовил, я возил в Троице-Сергиеву лавру и Свято-Данилов монастырь. Отец наместник Даниловского монастыря был мой друг. Я был катехизатором - учил ребят и одновременно учился сам.
- Но в атеистическую эпоху такие поездки не могли для Вас, военного летчика, проходит бесследно...
- Выговоры от партии я получал постоянно. Но выгнать меня нельзя было - я к тому времени стал уже известным преподавателем, космонавты за меня стояли горой. Меня в очередной раз хотят сдвинуть - а они говорят: кого угодно убирайте, а этого оставьте. Хотя голову мне оторвать хотели неоднократно. Когда командир отряда космонавтов узнавал, что я, такой нахал, со всеми езжу в монастыри, сразу разгорался небольшой скандал. Тем более я в то время в Военно-воздушной академии читал еще и курс философии. При атеизме в качестве официальной идеологии говорить о православии было смертельным номером. Но все равно я, воспитывая космонавтов в то время, продолжал возить их по обителям.
- Однако теперь, спустя определенное количество лет, Вы можете свободно говорить со своими студентами о православной культуре.
- А мне уже спустя какое-то время помог наш патриарх, который договорился с министром культуры о том, что неплохо было бы преподавать православную культуру в военных академиях. И я, единственный представитель военных, вошел в первый набор катехизаторского факультета Свято-Тихоновского института. В этом году будет десять лет, как я успешно закончил обучаться катехизации. Сам Святейший вручал мне диплом при выпуске.
Я вообще считаю, что невозможно изучать российскую историю, не зная при этом истории Русской православной церкви, основ православной веры. Да примеров, доказывающих необходимость этого, можно найти сколько угодно! Та же Троице-Сергиева лавра держала польскую блокаду в течение 16 месяцев - как же военный человек может не знать об этом!
- Как полковник авиации и преподаватель с 40-летним стажем, чем Вы могли бы объяснить особенную потребность в религиозной вере у людей, связанных с военным делом?
- Летчик постоянно рискует жизнью и поэтому волей-неволей приходит к Господу. И у военных в такой ситуации рождается именно истинная вера. Своих учеников я считаю должным воспитывать в православном духе. Я не беру их за руку и не тяну насильно креститься. Ведь верить, как и любить, заставить нельзя. Но многие студенты нашей академии сами принимают крещение в процессе учебы.
- В таком случае идея введения в армии института военного духовенства, вероятно, должна быть Вам близка?
- Введение института военного духовенства я не просто приветствую - без этого нельзя, на мой взгляд! Однако важно, чтобы военное духовенство было бы именно военным, чтобы у таких священников был опыт военной службы, чтобы они познали специфику армейского дела именно изнутри. Обычные батюшки едва ли смогут пронести этот крест. Вот, например, такие священники, как отец Константин Татаринцев, капитан запаса ВВС, или отец Федор Соколов - это настоящие авторитеты, им армия знакома изнутри. Но я убежден, что мы еще обязательно придем к той ситуации, когда в армии у нас будет достаточное количество хорошо обученных, профессиональных военных священников.
http://www.pravoslavie.ru/news/4944.htm
********************************************************
ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС ХРУЩЕВ ПОПЫТАЛСЯ ВЫСМЕЯТЬ ПАТРИАРХА
Москва, 12 апреля 2006 г.
По случаю полёта первого человека в космос Н.С. Хрущёв устроил приём в Кремле и, кроме всех прочих, пригласил туда и патриарха Алексия I. Патриарх отказаться не мог, хотя понимал, что подобное мероприятие ничего хорошего для Православной Церкви не предполагает. Так и случилось: важное место в своей речи на приёме первый секретарь КПСС уделил пропаганде атеизма. Выпады против веры вызывали, к сожалению, бурную положительную реакцию у некоторой части присутствовавших там партийных работников, сообщает Победа.Ru.
|
Патриарх Алексий (Симанский) |
Святейшему патриарху была предоставлена возможность каким-то образом ответить на возражения, вероятно, это произошло во время беседы в кулуарах. Патриарх, человек тонкий и деликатный, стал расспрашивать Гагарина о его состоянии во время полёта. Тот, конечно, описывал состояние невесомости, и тут патриарх заметил, что тело, подчиняясь законам физики, грубо говоря, болталось в пространстве, а душа, не подчиняющаяся никаким материальным законам, оставалась на месте. Так, в противоположность материалистической доктрине Его Святейшество показал, что духовное выше материального.
|
Мать Ю.А.Гагарина Анна Тимофеевна |
Но эта тонкая защита патриарха от нападок воинствующих богопротивников была прервана неожиданным простым доказательством несостоятельности атеистической пропаганды в России. Некая женщина подошла к Его Святейшеству и взяла у него благословение. Сейчас в этом не нашли бы ничего удивительного. А тогда это прозвучало громом среди ясного неба. Кто такая? Кто её сюда допустил? Оказалось, что её, при всём желании, не допустить было невозможно. Потому что она пришла сюда на праздник своего сына. Это была мать первого космонавта Юрия Гагарина. Так простая женщина показала коммунистическим вождям бесплодность их усилий по борьбе с Церковью.
****************************************************************************************
Настоятель храма в Звездном городке рассказал, что Гагарин и Королев никогда не были атеистами
12 апреля 2011
Настоятель патриаршего подворья храма Преображения Господня в Звездном городке игумен Иов (Талац) рассказал о том, что ни Юрий Гагарин, ни Сергей Королев не были атеистами.
«Юрий Алексеевич Гагарин незадолго до полета крестил свою старшую дочь Елену, в его семье праздновали Рождество и Пасху, в доме висели иконы», – сказал отец Иов в интервью апрельскому номеру журнала «Фома». Он также напомнил, как Гагарин призывал восстановить храм Христа Спасителя.
«Что касается Сергея Павловича Королева, было время, когда он потерял веру, но через страдания, через искушения снова ее обрел. Конечно, он не мог кричать об этом на всю страну, но он молился, исповедовался. Сейчас я пытаюсь выяснить, кто был его духовником», – сообщил священник.
Как отмечает «Интерфакс», отец Иов с детства мечтал стать космонавтом. Уже будучи в сане, он проходил тренировки для космонавтов, чтобы лучше понимать этих людей, сопровождал российский отряд на Байконур и встречал экипажи, возвращавшиеся на землю.
В монастыре (отец Иов – насельник Троице-Сергиевой лавры) у него есть телескоп, бинокль, множество книг по астрономии. По мнению священника, в дальнейшем освоении космоса человеку мешают грехи.
«Меня спросили как-то: «Почему, батюшка, у нас не получается двигаться дальше в космос?» А я отвечаю: «Мы Землю уже обезобразили, а вы хотите всю Вселенную обезобразить? Смотрите, что у нас творится – грабежи, убийства, насилие, обман… все наше беззаконие мы понесем дальше. Поэтому Господь нас не пускает. Поэтому, пока мы нравственно не дорастем, мы далеко от Земли не улетим», – считает отец Иов.
Источник: http://pavlonews.info/news/categ_9/86948.html
****************************************************************************************
Мы все — дети Божьи
История взаимоотношений Русской Православной Церкви и космонавтики берёт своё начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им, напротив, придан особенный позитивный импульс.
Летчик постоянно рискует жизнью и поэтому приходит к Господу. И в такой ситуации рождается именно истинная вера. Верить, как и любить, заставить нельзя.
По словам Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «атеистов нет ни на войне, ни в рискованных профессиях».
Космонавты — люди отчаянные, они — воины и знают, на что идут. Трус в космос не полетит. Просто без Бога невозможно осмыслить мироздание. Просто умом нельзя представить бесконечность Вселенной. Без веры всё это трудно объяснимо. Сохранились многие свидетельства, что первый космонавт Юрий Гагарин был верующим человеком.
Есть фото документы, где на праздничном застолье в Кремле он вместе с Патриархом и Архиереями РПЦ обсуждает будущее русской церкви. Так же есть немало свидетельств очевидцев, которые утверждают, что Гагарин посещал церковь в родном селе Гагарино. Сохранились фото Гагарина на фоне деревянной сельской церкви вместе с прихожанами. Многие прихожане после службы подходили к Юрию Гагарину и брали у него автографы, которые сохранились в их личных архивах.
О глубинной православности первого космонавта Юрия Гагарина свидетельствует его письмо, написанное им жене за два дня до полета. Он пишет о том, что может погибнуть, просит жену позаботиться о его родителях и у всех просит прощения. Письмо говорит о высочайшем мужестве и подлинном смирении этого удивительного человека.
Известно, что Гагарин ездил в Троице-Сергиевой лавру благодарить Бога и преподобного Сергия за успешный полет. Отец Иов (Талац) - насельник Троице-Сергиевой лавры, настоятель Церкви в Звездном городке говорит, что
«Юрий Алексеевич Гагарин незадолго до полета крестил свою старшую дочь Елену, в его семье праздновали Рождество и Пасху, в доме висели иконы».
Сергей Павлович Королев подсознательно увидел в Гагарине его славянский типаж и врожденную православность.
В Юрии Алексеевиче Гагарине словно сбылось пророчество великого Достоевского о всеотзывчивости русской души, о ее способности обнять весь мир. Сам руководитель космонавтов Сергей Павлович Королев неоднократно посещал Троице-Сергиеву лавру перед полетом Гагарина.
Космонавт А Леонов вспоминает:
«На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, возьми да и ответь: „Видел“. Хрущев посерьезнел и сказал: „Никому об этом не говори“. Все значительно сложнее. Я хорошо знал Юрия и могу утверждать, что он никогда не был атеистом. Ведь он был крещен (кстати, как и я), но при тогдашнем всеобъемлющем контроле со стороны партии открыто верить было практически невозможно. И все-таки у многих из нас было достаточно ума и души, чтобы чувствовать, что „там“ что-то есть».
В неофициальной обстановке Гагарина спросили, видел ли он Бога. Он ответил: «Тот, кто не встретил Бога на Земле, никогда Его не встретит и в космосе» Знаменитую фразу, которую приписывают Гагарину — «летал в космос, а Бога не видел» точно говорил не Гагарин, а Хрущев! Это было связано с пленумом ЦК, на котором решался вопрос об антирелигиозной пропаганде. Хрущев тогда ставил задачу для всех партийных и комсомольских организаций поднять эту самую пропаганду и сказал: ну что вы там за Бога цепляетесь? Вот Гагарин летал в космос, а Бога не видел.
Однако, спустя некоторое время эти слова стали преподноситься уже в другом аспекте. Начали ссылаться не на Хрущева, а на Гагарина, который был любимцем народа, и такая фраза из его уст имела бы огромное значение. Хрущеву-то, мол, не очень поверят, а вот Гагарину поверят наверняка. Но у Гагарина никогда ничего об этом не было сказано, он такого произнести не мог.
Более того, Юрий Алексеевич Гагарин открыто говорил о варварском факте разрушения храма Христа Спасителя в Москве.
Второй космонавт Герман Титов был истинно православный человек. Он бывал в Александро-Невской лавре в Петербурге, Свято-Троицкой лавре в Загорске(теперешнем Сергиевом Посаде). Он посещал патриарха Алексия II еще до его интронизации на патриарший престол, когда Святейший служил в тогдашнем Ленинграде в сане митрополита.
Алексей Леонов (первый человек, вышедший в открытый космос) вместе с сотрудником КГБ СССР (ставший впоследствии мэром Звездного городка) Николаем Рыбкиным тайно участвовали в крещении космонавтов. Они были их крестными отцами.
Георгий Гречко, дважды Герой Советского Союза вспоминает :
«Я верю, что был рожден, чтобы стать космонавтом. И когда я по наивности, по горячности, по глупости что-то делал, чтобы сойти с этого пути, меня, подозреваю, мой ангел-хранитель жестоко наказывал. Доводил до отчаяния. А потом самым невероятным образом возвращал на мой путь».
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Леонов размышляет:
«Без веры в нашем деле трудно, почти невозможно. Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают..... Когда мы, космонавты, астронавты, собираемся вместе, мы не делим друг друга на „белых“ и „цветных“, русских, американцев, европейцев. Мы все дети Земли, дети Божии. Без полета нам было бы сложнее понять эту простую истину»
Цитируют и дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Алексей Губарева:
«Я всегда верил в Бога. И всегда Он был в моей душе. У меня на орбите не было ночи, чтобы перед тем, как уснуть, я не вспоминал Бога и не просил Его посетить меня. И я всегда был готов предстать перед Ним»
Вспоминают также слова Павла Поповича, дважды Героя Советского Союза:
"Ты смотришь в иллюминатор, мимо проплывают звезды, планеты на черном фоне. И поневоле думаешь: а ведь кто-то все это создал, что все это движется, кто-то же этим всем управляет. Мы говорим, что все это движется по законам небесной механики. Но ведь кто-то эти законы придумал! И появляется мысль о Боге"
Официальный представитель Московского патриархата при Совете Европы в Страсбурге игумен Филипп Рябых высказывается о профессии космонавта таким образом:
«... что полет в космос можно сравнить с пребыванием на линии фронта. Духовное напряжение делает человека верующим. Экстремальные профессии заставляют по-другому смотреть на жизнь и на Бога. А тем, кто говорит, что отправка на орбиту икон или то, что космонавты берут с собой нательные крестики — суеверие и мракобесие, нужно самим отправиться на орбиту и испытать жизнь на ее острие».
Когда Владимир Титов должен был на год лететь в космос, он побывал в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии, а после — в Даниловом монастыре. Полет был в год тысячелетия крещения Руси, старт состоялся 21 декабря 1987 года, а посадка — ровно 12 месяцев спустя. Перед полетом космонавт получил благословение у тогдашнего главы Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата владыки Филарета. Титов получил в подарок от Филарета церковный календарь в честь тысячелетия крещения Руси, иконы и архиерейский чай, который потом и пил весь год на орбите.
Космонавт Валерий Поляков долгое время не мог полететь в космос. И, проезжая мимо каждого храма, он вздыхал: «Господи, помоги мне!» И полетел в космос. А когда был в своём крайнем длительном полёте (как говорят космонавты: не в последнем, а в крайнем), то он там даже Пасху праздновал: пел «Христос Воскресе».
Конечно же не все покорители космоса (летчики, инженеры) — воцерковленные православные христиане, многие искали и ищут веру до сих пор. Но вовсе не абсолютная убежденность в диалектическом материализме составляла и составляет взгляды большинства строителей космической отрасли. В центре космонавтики в Звездном городке в 2008–2010 гг. была построена Церковь Преображения Господня, которую освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На открытии Церкви Патриарх Кирилл сказал следующее:
«...Бог, сотворивший Вселенную, сказал человеку: наполняй землю и обладай ею. Святые отцы, толкователи библейских текстов, единодушно утверждают, что под этим словом „земля“ следует подразумевать весь тварный космос, всю вселенную. Значит, Господь дал нам цель: наполнять и планету нашу, и всю вселенную и обладать ею. Поэтому стремление человека подняться к звездам — это не блажь, не фантазия и не мода, а некая программа, заложенная Богом в человеческую природу»
Александр А.Соколовский
Источник: http://www.blagobor.by/article/vera/cosmonauts
**********************************************************************************
Чин великого освящения храма Преображения Господня в Звездном городке. Божественная литургия в новоосвященном храме
http://www.patriarchia.ru/db/text/1329989.html
28 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Звездный городок, где совершил чин великого освящения храма Преображения Господня и первую Божественную литургию в новоосвященном храме.
За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Веретельникова, учащегося Сретенской духовной семинарии, во пресвитера.
Фото: С. Власов, К. Новотарский
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
***************************************************************************************************
Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина
http://www.patriarchia.ru/db/text/1330147.html
28 ноября 2010 года, после богослужения в Спасо-Преображенском храме Звездного городка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.
Фото: С. Власов, К. Новотарский
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
На месте гибели Юрия Гагарина дважды герой Советского Союза Алексей Леонов строит храм.
|
Как калужская бабушка Гагарина перекрестила
http://www.pravmir.ru/kak-kaluzhskaya-babushka-gagarina-perekrestila/
Кто не встретил Бога на Земле, никогда Его не встретит и в космосе
http://www.pravmir.ru/igumen-iov-talac-kosmos-kak-poslushanie/
-------------------------------------------------------------------------------------
Пасха, Гагарин и православие
День 12 апреля, который в этом году совпадает с православной Пасхой, весь мир отмечает 54-летие первого полёта человека в космос. Человеком этим стал русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. И в сознании людей 1961 год уже навсегда будет связан с Россией и с именем Гагарина, открывшего космическую эру в истории человечества. Однако в истории Русской Православной Церкви 1961 год остался как «черный год» начала широкомасштабных гонений на Церковь. Глава государства СССР Н.С. Хрущёв заявил, что к 1980 году покажет по телевизору последнего попа.
Следуя этой установке, храмы стали закрывать даже более рьяно, чем во время сталинских репрессий. Бешеные обороты набирала атеистическая пропаганда, в которую оказался втянутым и первый космонавт Юрий Гагарин.
1. Есть ли в океане киты?
Успехи в освоении космоса
атеисты сразу стали использовать в своих целях. Поскольку они считали, что народ верит в существование Бога на небе, то первым делом было растиражировано ставшее поговоркой утверждение, что «Гагарин в космос летал, а Бога не видал». Причём эти слова приписывали самому Юрию Алексеевичу, хотя ни при какой погоде он этого не говорил. Как засвидетельствовал лично знавший первого космонавта доцент Военно-воздушной академии полковник В.В. Петров, эта фраза принадлежала Хрущеву и была произнесена им на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды. На этом самом пленуме он и сказал: «Ну, зачем за Бога цепляться? Вот Гагарин летал в космос, а Бога не видел».
Эту ставшую ныне фольклорной фразу подхватили атеистические лекторы и при всяком случае козыряли ей. И были неизменно посрамляемы… Первым, кто достойно ответил на это утверждение, стал архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893-1975). После полёта Гагарина в космос он произнёс в церкви проповедь, в которой сказал: «Братья и сестры! Вы знаете, в какое время мы живем, какой прогресс совершается в мире! Много ученых изобрели много хорошего! А слышали вы – последнее событие произошло: наш молодой человек – Юра Гагарин – побывал в космосе! А когда он полетел, Хрущев Никита Сергеевич сказал ему: «Юрочка, посмотри, есть там Бог, или нет?» Юрий Гагарин слетал в космос и действительно Бога там не видел… а Бог его видел! И благословил!»
В те же годы преподаватель Московской духовной академии, ныне профессор, известный богослов Алексей Ильич Осипов на «аргумент» атеистов, ответил: «Представьте себе, что какой-то человек зачерпнул ложкой из океана немного воды. И по той причине, что не обнаружил в этой воде китов, стал кричать: «Вот видите, нет в океане никаких китов – я сам видел океанскую воду!»
В народе же горе-атеистов прямо-таки осмеивали. Так, после одной из антирелигиозных лекций рабочий спросил лектора: «Вот вы говорите, что Гагарин Бога на небе не видел. Скажите, а он там искал Его?» Некоторые так вообще сравнивали Гагарина с карасём. Популярной тогда была такая сказка. «Жил-был в пруду карась. Узнал он, что если выпрыгнуть из пруда, то можно увидеть зелёную траву и яркие цветы. И он выпрыгнул. Задохнулся от кислорода, ослепился солнцем, и обратно с убеждением, что ничего хорошего там наверху нет». Однако до сих пор некоторые замшелые коммунисты-атеисты пользуются утверждением, что «Гагарин в космос летал, а Бога не видал».
Однако время берёт своё. В конце ХХ века одна студентка Владимирского пединститута рассказывала одному из благочинных Владимирской епархии, как на экзамене по «научному атеизму» ей влепили «двойку» только за то, что она озвучила поговорку о том, что «летал – и не видал...». Но Гагарин просто не мог сказать такие слова. Он был верующим человеком, воспитанным в православии. Его мама Анна Тимофеевна духовно окормлялась у знаменитой ныне схимонахини Макарии. Она несколько раз возила Юрия к этой подвижнице веры и благочестия.
Родившись в 1934 году, по сути в «безбожную пятилетку» 1932-1937 годов, он возрастал в годы Великой Отечественной и послевоенного времени. Тогда советское государство примирилось с Церковью. Препятствия для исповедания веры снимались. Однако открыто исповедовать Православие Гагарин не мог, поскольку служил в Военно-воздушных силах и попал в первый отряд космонавтов, готовящихся к полёту. Если бы узнали о его вере, то он бы, конечно, никуда не полетел. А ведь мечта быть первым человеком на земле, покорившим космос, согласитесь – великая мечта. И Богу было угодно, что она у Юрия Гагарина осуществилась. Впрочем, Гагарин действительно Бога в космосе не видал, но и веру в Него не потерял.
2. Кто кого «в религию тащил»
Вскоре после полёта в космос Гагарин посетил Троице-Сергиеву Лавру. Было это в 1964 году. Надеясь побывать в Лавре незамеченным, переоделся в «гражданку». Но не тут-то было. Народ сразу узнал своего любимца и толпами хлынул к нему за автографами. Как вспоминает бывший тогда с Юрием Алексеевичем В.В. Петров: «Гагарина спас отец наместник. Он завел нас к себе в келью, где, по русскому обычаю, налил нам… После третьей рюмки говорит: «Ну, а кто мне поверит, что у меня в келье был Гагарин?» А Гагарин ему с ответным юмором: «Ну, а кто не поверит?» Достал свою фотографию, надписал «отцу наместнику от Гагарина, с наилучшими пожеланиями» и подарил.
Отец наместник предложил нам посетить ЦАК. Мы удивленно отвечаем: «Что Вы, отче, да мы в ЦАГИ были!», имея в виду наш Центральный аэрогидродинамический институт. Потом выяснилось, что речь идет о Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии. Мы туда, конечно, пошли, и там произошел случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: «Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!» Очень долго он на него смотрел тогда... Когда мы возвращались в тот раз из Лавры, Юра мне неожиданно сказал: «Валентин, вдумайся в слова: «Иже еси на небеси». Я распахнул глаза: «Юрий Алексеевич, Вы что, молитвы знаете?!». Он говорит: «А ты думаешь, один ты их знаешь?»
Поездка в Троице-Сергиеву Лавру оставила настолько глубокий след в душе Гагарина, что после неё он, по сути, публично исповедал свою веру, став первым инициатором возрождения Храма Христа Спасителя. Причем произошло это на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. То есть, по законам того времени – атеистического воспитания. Но, выступая с высокой трибуны, Юрий Алексеевич заявил, что в целях поднятия у молодёжи патриотического духа необходимо восстановить Храм Христа Спасителя, поскольку он является выдающимся памятником воинской славы. Никто из участников пленума от Гагарина не ожидал таких слов. И, по сути, собравшиеся коммунисты и комсомольцы должны были ответить ему гробовым молчанием. Однако вместо этого раздались бурные аплодисменты. Президиум был серьезно напуган, но против первого космонавта земли никто выступать не стал.
А самая первая поездка Гагарина в Лавру даром для (тогда капитана) В.В. Петрова не прошла. Его обвинили в том, что он полковника Гагарина «тащит в религию». Юрий Алексеевич же в ответ на эти обвинения заявил: «Не может капитан полковника тащить в религию! Не он меня возил – а мы ездили на моей машине».
3. Встреча со старицей
В своей лётной и повседневной жизни Юрию Гагарину не раз прямо или косвенно приходилось сталкиваться с глубоко верующими людьми. Так, например, одним из разработчиков и создателей скафандра для Гагарина была тайная монахиня Серафима – внучка прославленного Церковью святителя Серафима (Чичагова). Матушка Серафима, в миру – Варвара Васильевна Черная (1914-1999), была потомком древнего дворянского рода, и в то же время известным ученым-химиком, гордостью советской науки. Как монахиня, она работала над этим скафандром, постясь и молясь.
Другой подвижницей веры и благочестия, с которой соприкоснулся в своей судьбе Гагарин, была схимонахиня Макария, в миру – Артемьева Феодосия Михайловна (1926-1993), у которой не раз бывала мама Юрия Гагарина. Однажды Анна Тимофеевна спросила у матушки: «Можно ли моему сыну к тебе приехать?» А Гагарин был тогда депутатом Верховного Совета СССР. «Пусть приезжает, не стесняюсь его нисколько». Анна Тимофеевна рассказала сыну о горькой судьбе подвижницы, о том, что получает она пособие, на которое ей не прожить. «Гагарин приезжал, да не раз, – рассказывала схимонахиня, – он приезжал ко мне, как к больному человеку». Поведала она и о том, как он был у нее в последний раз осенью 1967 года: «Приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин. Он обыкновенно пришел и сказал: «Я посижу, пускай доктора с вами поговорят». Со мной разговаривал долго. Сказал: «Я маленько справлюсь с делами, тогда и поправлю вашу пенсию; это не дело, что вам столько платят». Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребенок. Я ему тогда сказала: «Больше не летай, тебе нельзя летать!» Он не послушал меня, а тут его постигла вскорости смерть…» Об этой истории писал журнал «Русский паломник».
Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968 года, во время тренировочного полета. Произошла авария двигателя, истребитель УТИ МиГ-15 разбился вблизи д. Новоселово Киржачского района Владимирской области. Матушка Макария, узнав об этом, попросила знакомого священника заочно отпеть погибшего.
Рассуждая о вере Юрия Алексеевича в Бога, можно отметить, что воцерковлённым он так и не стал. Однако, как единогласно утверждают близко знавшие его люди, характер Гагарина вполне соответствовал православным духовно-нравственным ценностям. Он всегда был готов положить «душу свою за други своя», всех прощал, никогда ни на кого не держал зла, был скромным и добросовестным человеком. По завету оптинского старца Нектария Юрий Алексеевич «жил не тужил, никого не обижал, никому не досаждал и всем – почтение». «Простой, как ребёнок» – это определение Гагарина схимонахиней Макарией говорит о многом. Как сказано в Евангелии: «Если не будете, как дети, то не войдёте в Царствие Небесное».
В одной из публикаций на сайте Московской Патриархии Александром Рудаковым была высказана совершенно справедливая оценка первого космонавта планеты. Приведём её полностью. «В наше время многие герои советского прошлого воспринимаются обществом как «люди из другой эпохи», бесконечно далекие от нашего времени. Но не так с Гагариным: чем больше мы узнаем о нем, о его внутреннем мире, о его мировоззрении, тем ближе он становится к нам. Совершив подвиг в космосе, Гагарин повел себя как отважный, мужественный человек и на земле. Сегодня Юрий Алексеевич дорог для нас не только как человек, первым полетевший в космос, но и как патриот, отстаивавший духовные ценности тысячелетней России. И это особенно важно сейчас, когда таких людей становится всё меньше».